«Назад

Ситуация по острым отравлениям химической этиологии среди населения Республики Татарстан за 1 квартал 2018г

Ситуация по острым  отравлениям химической этиологии среди населения Республики Татарстан за 1 квартал 2018г.

 

В Республике Татарстан в 1 кв. 2018 года зарегистрировано 629 случаев острых отравлений химической этиологии в быту (2017г. - 713) или 16,2 (18,4) на 100 тыс. населения, наблюдается снижение на 12% в сравнении с 2017г.

Основная доля отравившихся 77,1% (79,4%) – лица в возрасте 18 лет и старше; на подростковое население (15–17 лет) приходится 4,8% (3,9%); на детское население (0–14 лет) – 18,1% (16,7%).

Из общего числа случаев острых отравлений химической этиологии в быту  лидирующие позиции занимают случайные обстоятельства, отравления с целью опьянения, самолечения, ошибочный прием и составляют 43,8% (47,5%); преднамеренные обстоятельства отравления с целью получения эффекта наркотического опьянения, с целью одурманивания, суициды составляют 26,7% (28,3%); на другие обстоятельства приходится 29,5% (24,2%). 

Проведенный анализ острых отравлений химической этиологии по половой структуре показал, что острые отравления преобладают среди мужчин – 60,7% (62,4%), среди  женщин в 1,5 раза реже 39,3% (37,6%).

            Распределение пострадавших по социально-профессиональным группам выглядит следующим образом: 41,1% (40,9%) составляют безработные; 15,9% (19,8%) - работающее население; 21,1% (19,9%) - пенсионеры; 7,3% (6,7%) - школьники (7-17 лет); 9,2% (7,4%) - неорганизованные дети (0-14лет); 3% (6,7%) - дети, посещающие ДДУ (3-6 лет); 2,2% (2,2%) - учащиеся; 0,2% (0%) - люди с неопределенным местом жительства (БОМЖи).

В структуре острых бытовых отравлений химической этиологии 38,1% (33,4%) составляют отравления другими мониторируемыми видами химических веществ, 32% (33,9%) – отравления лекарственными препаратами, 19,7% (21,3%) - алкоголем и спиртосодержащей продукцией, 10,2% (11,4%) - наркотическими веществами.

В структуре отравлений лекарственными препаратами в 1 квартале 2018г. 25% занимают отравления противосудорожными, седативными, снотворными средствами; 18,4% - отравления психотропными средствами, не классифицированными в других рубриках; 12,4% - неопиоидными анальгезирующими и жаропонижающими средствами; 11,4% - препаратами, действующими преимущественно на вегетативную нервную систему; 11% - диуретиками и другими не уточненными лекарственными средствами; 10% - препаратами, действующими преимущественно на сердечно – сосудистую систему; 11,8% приходится на другие лекарственные отравления.

По социально-профессиональным группам среди лекарственных отравлений основную долю составляют безработные – 25,2%; работающее население – 14,4%; пенсионеры – 13,4%; школьники – 9%; неорганизованные дети – 19,8%; дети, посещающие ДДУ (3-6 лет) – 8,4%; учащиеся – 4%. На неорганизованных детей в возрасте от 0 до 3 лет приходится 82,5% отравившихся вследствие ошибочного приема лекарственных препаратов по недосмотру родителей. 

Проведенный анализ обстоятельств острых отравлений лекарственными препаратами показал, что 43,6% составляют случайные отравления, 56,4% -преднамеренные. Случаи острых отравлений лекарственными препаратами распространены среди женщин и составили – 62%, из них 56% с целью суицида в возрасте 13-78 лет. Это можно объяснить склонностью женщин к совершению суицида при возникновении сложных жизненных ситуаций. Средствами суицидов в основном являются: препараты психотропного, снотворного, седативного, противосудорожного действия.

Показатели смертности от острых отравлений химической этиологии в быту в 1 квартале 2018г. (2017г.) составили 3,7 (3,3 на 100 тыс. населения), отмечается рост в 1,1 раза. Основная доля случаев с летальным исходом приходится на лиц  в возрасте 18 лет и старше – 98,6% (99,2%);  среди подросткового населения (15-17 лет) – 0,7% (0,8%); на детское население (0 – 14 лет) – 0,7% (0%). Среди острых отравлений химической этиологии,  закончившихся летальным исходом, в 1 квартале 2018г. (2017г.) наиболее значимыми являются отравления прочими  мониторируемыми  видами различных веществ  –  47,6% (37,8%); отравления от употребления спиртосодержащей продукции – 35,2% (50,4%); отравления наркотиками и психодислептиками – 6,9% (7,1%); лекарственными препаратами – 5,5% (4,7%).

По социальному положению пострадавших от острых отравлений химической этиологии  ведущее место из общего числа  летальных случаев   занимают безработные  – 42,7% (43,3%),  пенсионеры – 30,3% (40,2%), работающее население -  24,8%  (16,5%) и др.

Для сведения.Основные причины отравлений лекарственными препаратами:

- случайная ошибка в применении лекарственных препаратов. Это может случиться с пожилыми людьми, которые в силу возрастных особенностей могут неправильно прочитать название на упаковке, приняв сильнодействующий препарат без необходимости, либо ошибившись с дозой;

- отравление лекарствами у детей, которые добрались до оставленной без присмотра аптечки, упаковки с таблетками или бутылочки с лекарством. Малыши любопытны, а взрослые порой очень беспечны, и потому подобные трагедии случаются, увы, нередко;

- третья причина отравления медикаментами – попытка самоубийства. Суицид при помощи сильнодействующих сердечных или снотворных препаратов представляется «лёгкой» смертью. Поэтому к такому способу прибегают те, кто решил покончить с жизнью, а также те, кто хочет использовать суицид в качестве привлечения внимания;

- ещё одна причина – самолечение с пагубными последствиями. Всё чаще люди вместо того, чтобы обратиться к врачу, просто покупают в аптеке препараты, которые им посоветовали знакомые, либо лекарства, о которых они узнали из рекламы или интернета;

- последний вариант – приём препаратов, несовместимых друг с другом. Существуют лекарства, одновременный приём которых усиливает действие друг друга или одного из них, и в результате человек получает эффект передозировки. В вышеупомянутом случае самолечения это случается особенно часто.

 При отравлении снотворными препаратами наблюдается глубокое торможение центральной нервной системы – сон переходит в бессознательное состояние и паралич дыхательного центра. Пострадавший бледен, его дыхание становится поверхностным и редким, не ритмичным, нередко – хрипящим и клокочущим.

При подозрении на отравление лекарственными препаратами немедленно обратитесь за медицинской помощью.