Интернет торговля

Интернет торговля

Все большую популярность набирает интернет-торговля. Торговля через интернет-магазин является удобной для покупателей. Покупатель имеет возможность не спеша выбрать необходимую вещь, не выходя из дома, тем более, что компьютерная техника и интернет сегодня есть практически в каждой семье.

При приобретении  товара дистанционно, в первую очередь следует обратить внимание, что на странице веб-сайта обязательно должна быть представлена информация об адресе (месте нахождения) и полном фирменном наименовании продавца, независимо от того является ли организация юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

К сожалению, недобросовестные предприниматели, осуществляя торговлю через интернет, не представляют информацию об адресе (месте нахождения) и полном  наименовании продавца, часто нарушают сроки поставки по оплаченному товару либо не доставляют товар потребителю, реализуют некачественный товар или намеренно вводят потребителя в заблуждение относительно основных потребительских свойств товара, также при покупке товаров через интернет-магазин трудно обменять или вернуть купленный товар (не указывают адрес, на который необходимо вернуть товар).

В связи с принятием по инициативе Роспотребнадзора изменений в Закон РФ №2300-1 от 07.02.1992г. «О защите прав потребителей» с 1 января 2019 года предусмотрена дополнительная зашита потребителей при покупке товаров (оказании услуг) через интернет. Введено понятие «владелец агрегатора информации о товарах (услугах)».

Владелец агрегатора информации о товарах (услугах) – это организация независимо от организационно-правовой формы либо индивидуальный предприниматель,  которые являются владельцами программы для электронных вычислительных машин и (или) владельцами сайта и (или) страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и которые предоставляют потребителю в отношении определенного товара (услуги) возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги).

На владельца агрегатора возложена обязанность по предоставлению информации до сведения потребителей о себе и продавце (исполнителе) посредством ее размещения на своих сайте и (или) странице сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Информация о себе и продавце (исполнителе) должна содержать:

-фирменное наименование (наименование),

-место нахождение (адрес),

-режим работы,

-государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, фамилию, имя, отчество (если имеется), государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя),

-а также сведения об имеющихся изменениях в указанной информации.

На владельцев агрегаторов также возлагается ответственность за убытки потребителя из-за недостоверных сведений о товаре (услуге) либо продавце (исполнителе).

Количество обращений в области дистанционной торговли, поступающих в Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан (далее-Управление), возрастает, по сравнению с 2014 годом количество жалоб увеличилось более чем в 11 раз.

В 2019 году в Управление поступило 706 обращений граждан в сфере дистанционной торговли. Основные категории товаров, на которые поступали жалобы потребителей в 2019 году – технически сложные товары бытового назначения, товары легкой промышленности (одежда, обувь), игрушки, парфюмерно-косметические изделия и прочие товары.

Наиболее часто встречаются случаи отсутствия на странице веб-сайта информации о продавце товара либо исполнителе услуг. По части обращений о нарушении прав потребителей при интернет-торговле удалось установить продавца по запросу в адрес ООО «Пим почта». Как правило, денежные средства за приобретенный товар потребитель оплачивает посреднику - ООО «Пим почта». По результатам рассмотрения таких обращений граждан в 2019 г. составлен 21протокол об административном правонарушении, вынесено 21 постановление о привлечении продавца к административной ответственности с назначением наказания на общую сумму 130 тыс.руб.

Другой проблемой при приобретении товаров и услуг через интернет является их приобретение у физических лиц, когда оплата производится на счет частного лица. В этом случае законодательство о защите прав потребителей не действует, и разрешение конфликтной ситуации возможно только в гражданско-правовом порядке через суд.

Управлением в рамках возложенных полномочий осуществляется также контроль за владельцами агрегаторов информации о товарах и услугах.

В 2019 году специалистами Управления рассмотрено 5 обращений потребителей с жалобами на действия агрегаторов, 3 из которых касались вопросов торговли, 2 обращения связаны с деятельностью агрегаторов по перевозке пассажиров такси.

В связи с отсутствием информации о Продавце реализуемого товара агрегатор «OZON» привлечен к административной ответственности. По факту недостоверной информации о перевозчике привлечены к административной ответственности  агрегатор ООО «Яндекс. Такси», ООО «Такси Татарстан».

Права потребителя при дистанционном приобретении товаров.

Потребитель вправе отказаться от товара  в любое время до его передачи, а после передачи - в течение семи дней.

В момент доставки товара, одновременно с ним, продавец  обязан представить в письменной форме, путем размещения на продукции, на электронных носителях, прикладываемых к товару, на таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации, всю ту информацию о товаре, которая была выложена на сайте.

В случае, если информация о товаре, выложенная на сайте не соответствует доставленной продукции или нарушены условия доставки товара, потребитель вправе отказаться от покупки, при этом продавец обязан вернуть денежные средства.

Если по какой-либо причине потребитель решил вернуть покупку надлежащего качества, то продавец возвращает  полную сумму за товар, за исключением  расходов на доставку.

Если  доставлен товар ненадлежащего качества, потребитель вправе потребовать:

- безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление покупателем или третьим лицом;

- соразмерного уменьшения покупной цены;

- замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

При этом в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров эти требования покупателя подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков.

Информация о порядке и сроках возврата товара должна содержать:

- адрес (место нахождения) продавца, по которому осуществляется возврат товара;

- режим работы продавца;

- максимальный срок, в течение которого товар может быть возвращен продавцу,

- предупреждение о необходимости сохранения товарного вида, потребительских свойств товара надлежащего качества до возврата его продавцу, а также документов, подтверждающих заключение договора;

- срок и порядок возврата суммы, уплаченной покупателем за товар.