Итоги деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) по вопросам защиты прав потребителей за 9 месяцев 2021 года

Итоги деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) по вопросам защиты прав потребителей за 9 месяцев 2021 года

За 9 месяцев 2021 года в Управление поступило 5227 письменных обращений по вопросам защиты прав потребителей, что практически на уровне аналогичного периода прошлого года (АППГ-5355).

Анализ поступивших письменных обращений указывает, что наибольшее количество обращений составляют обращения о нарушениях прав потребителей в сфере оказания услуг, удельный вес таких обращений составил 61% (АППГ – 63%), 39% обращений потребителей касались нарушений в сфере розничной торговли (АППГ - 37%).

Среди обращений на качество оказания услуг первое место или 35,3% занимают обращения с жалобами на деятельность финансовых организаций (АППГ - 31%), второе – 11% услуги связи (АППГ – 9%), на третьем месте–  вопросы оказания бытовых услуг (по 10% в сравниваемых периодах).

В результате рассмотрения обращений граждан за 9 месяцев 2021 года наибольшее количество правонарушений выявлено в сфере розничной торговли (1043 или 63% от общего количества правонарушений), из которых 352 (34%) - при реализации продовольственных товаров, 68 (7%) – в случае заключения договора с использованием дистанционных каналов (интернет торговля). Остальные 617 (37%) правонарушений касались сферы услуг. В то время как за АППГ наибольшее количество правонарушений было выявлено в сфере услуг – 874 (или 62% от правонарушений), из которых 461 (53%) пришлось на сферу финансовых услуг, 103 (12%) - бытовые услуги, 44 (5%)- долевое строительство жилья, 29 (3%) – услуги связи, 25 (2,9%) – медицинские услуги, 16 (2%)- туристские услуги, 11 (1,3%) - риэлторская деятельность, 168 (20,8%) - прочие услуги, а  543 (или 38%) правонарушения касались сферы торговли.

По результатам рассмотрения административных дел Управлением вынесено 1388 постановлений о привлечении хозяйствующих субъектов к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа, общая сумма наложенных штрафов составила 13 562,4 тыс. руб. (АППГ - 1268 постановлений на общую сумму 8 755,8 тыс.руб).

В рамках профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям выдано 283 предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований в сфере защиты прав потребителей (АППГ-254).

За 9 месяцев 2021 года в рамках реализации Закона «О защите прав потребителей» Управлением подготовлено и направлено в суды 886 заключений в целях защиты прав потребителей, что в 1,3 раза больше АППГ (676 заключений). Доля дел, по которым приняты решения в пользу потребителей, остается стабильно высокой - 91 % (АППГ - 89%).

В статусе процессуального истца Управлением за истекший период 2021 года подано 66 исков в защиту законных интересов неопределенного круга потребителей, что на 25% больше АППГ (АППГ- 53 иска).

Управлением продолжена работа в части оказания консультирования населения по вопросам защиты прав потребителей в 61 филиале Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Татарстан. За истекший период проконсультирован 651 человек, 37% из которых относятся к социально-уязвимым слоям населения. Кроме того, посредством видеосвязи с помощью Skype в филиалах ГБУ «МФЦ» получили консультацию специалиста по вопросам защиты прав потребителей 18 человек. Вопросы граждан касались приобретения некачественных товаров (сотовых телефонов, иных технически сложных непродовольственных товаров, мебели, и т.п.).

Мероприятия по просвещению населения Управлением проводятся также в рамках реализации региональной Программы по комплексной защите прав потребителей, где Управление тесно сотрудничает с Государственной алкогольной инспекцией республики. За 9 месяцев 2021г. проконсультировано 6318 потребителей, в СМИ размещено 3228 информационных материалов, принято участие в проведении 111 «горячих линий». Проведено 69 мероприятий для граждан, относящихся к социально уязвимым категориям граждан, участниками которых стали 1402 потребителя.

Управление напоминает, с целью информирования потребителей о ситуации на рынке, о правах в отдельных сферах, о механизмах защиты прав потребителей функционирует государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей http://zpp.rospotrebnadzor.ru/, который содержит информацию по актуальным вопросам соблюдения потребительских прав. На Интернет-ресурсе размещена нормативная база по защите прав потребителей, образцы претензионных и исковых заявлений, памятки потребителям, информация о выявленной в ходе проверок продукции, реализуемой с нарушениями обязательных требований, и пр.