О правовом регулировании сервисов по заказу услуг такси

О правовом регулировании сервисов по заказу услуг такси

Деятельность в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», «Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 г. № 1586, Законом Российской Федерации от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» и иными нормативно-правовыми актами.

Для идентификации легковое такси оборудуется опознавательным фонарем оранжевого цвета, который устанавливается на крыше транспортного средства.

Услуги легкового такси могут оказываться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.  На передней панели легкового такси справа от водителя размещается следующая информация:

- полное или сокращенное наименование, адрес и номера контактных телефонов фрахтовщика, номер выданного фрахтовщику разрешения на осуществление деятельности по перевозке легковым такси, срок действия указанного разрешения, наименование органа, выдавшего указанное разрешение;

- тарифы за пользование легковым такси.

Следует отметить, что агрегатор таксомоторных услуг не является перевозчиком и самостоятельно не оказывает услуги перевозки пассажиров легковым такси. Агрегатор услуг – это мобильное приложение для поиска, вызова и оплаты такси или частных водителей, т.е. агрегатор оказывает информационные услуги.

Вместе с тем, владелец агрегатора информации об услугах, предоставивший потребителю недостоверную или неполную информацию об услуге или исполнителе, на основании которой потребителем был заключен договор возмездного оказания услуг с исполнителем, несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления такой информации. Исключение составляют случаи, когда владелец агрегатора не изменял информацию, предоставленную исполнителем и содержащуюся в предложении о заключении вышеуказанного договора (преамбула, п. 2.1 ст. 12 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).

Таким образом, в случае если сумма оплаты за поездку не соответствует цене заказа, потребитель вправе предъявить владельцу агрегатора требование о возмещении убытков в виде письменной претензии или заявления:

- вручив её лично с проставлением отметки о принятии, содержащей дату, ФИО, должность и подпись лица, её принявшего;

- либо направив заказным письмом с уведомлением с описью вложения по юридическому и фактическому (при наличии) адресу.

В случае не урегулировании разногласий в досудебном порядке возникший имущественный спор в соответствии со ст. 11 Гражданского Кодекса РФ может быть разрешен в судебном порядке.

В соответствии со 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору потребителя в суд по месту нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства, либо места жительства или пребывания потребителя.

Помимо требования о возмещении убытков в исковом заявлении потребитель вправе также потребовать возмещения судебных расходов, компенсации морального вреда, а также уплату штрафа в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, предусмотренного ч. 6 ст. 13 Закона.